Морские и речные суда, подлежащие государственной регистрации, согласно действующему гражданскому законодательству (ст. 130 Гражданского Кодекса РФ), классифицируются как недвижимое имущество.
Оценка морских и речных судов – одно из самых важных условий функционирования отрасли, особенно в обстановке низкой конъюнктуры рынка купли-продажи. Большое значение, наравне с показателем отношения заемных средств к активам, имеет оценка судов при определении стоимости имущества и процедуре залога.
Практически весь мировой флот строится и покупается с использованием заемных средств, поэтому в целях обеспечения своей финансовой безопасности кредиторы весьма скрупулезно подходят к оценке судов, предоставляемых в залог, и всего имущества залогодателя.
При оценке морских и речных судов, оценщик сталкивается с большим разнообразием типов и видов объектов оценки. Конечно, по своей физической природе суда и недвижимое имущество – это разные вещи. Поэтому, из-за своих функциональных и конструктивных свойств, все суда целесообразнее рассматривать как один из классов машин и оборудования, который требует своих методов оценки.
Гражданские суда классифицируются по характеру эксплуатации (строящиеся, находящиеся в эксплуатации, выведенные из эксплуатации, аварийные) и по конструкционным признакам: морские, речные и смешенного плавания, водоизмещающие и нетрадиционно скоростные (катера, яхты), самоходные и буксируемые.
Когда требуется оценка морских и речных судов:
- оценка стоимости морских и речных судов при купле-продаже;
- оценка стоимости морских и речных судов при кредитовании, т.е. залог;
- оценка стоимости морских и речных судов в целях налогообложения;
- оценка стоимости морских и речных судов при страховании;
- оценка морских и речных судов при их передаче в аренду;
- оценка стоимости морских и речных судов при принятии др. хозяйственных решений.