Ни для кого не новость, что рыночная стоимость товарного знака может значительно превышать стоимость производственных и материальных ресурсов компании. По мере продвижения на рынке стоимость товарного знака неуклонно растет, и он становится важным элементом имущественного комплекса предприятия. Рыночная стоимость товарного знака может значительно превысить стоимость производственных и материальных ресурсов предприятия. В этой связи оценка товарного знака играет все более важную роль.
Прежде чем приступить к оценке товарного знака, необходимо определить, что именно является объектом оценки. Все дело в том, что существует некоторая путаница при употреблении понятий «товарный знак», «знак обслуживания», «торговая марка», «брэнд», «фирменное наименование», «наименование места происхождения товара».
В соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – то обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее – товары) других юридических или физических лиц.
Таким образом, основная функция товарного знака – индивидуализация продукции разных производителей. Кроме того, товарный знак защищает продукцию от подделок, а также стимулирует предприятие сохранять определенный уровень качества.
Понятие «знак обслуживания» соответствует определению «товарный знак» с тем отличием, что применяется по отношению к услугам, а не к товарам.
Торговая марка (англ. trademark) – зарубежный аналог российского «товарного знака», его особенности, как правило, регулируются национальными законодательствами отдельных стран.
Бренд – понятие, активно используемое сегодня российскими журналистами и менеджерами. Оно существенно шире, чем товарный знак, так как по сути брэнд – это тот образ, который возникает в сознании потребителя при виде товарного знака. То есть брэнд – это товарный знак плюс заработанная им репутация.
Фирменное наименование – наименование коммерческой организации, которое фиксируется в учредительных документах. При этом юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано, имеет исключительное право его использования. Таким образом, компания может иметь только одно фирменное наименование и сколько угодно товарных знаков.
Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводится при продаже объекта, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д.
В некоторых случаях, например, при продаже компании, целесообразно оценить совокупный вклад всех нематериальных активов в процесс создания прибыли предприятия. В этом случае подлежит оценке стоимость деловой репутации компании (гудвилл).
Определение стоимости гудвилл производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет высокий (выше среднего в данном сегменте рынка) доход на единицу стоимости ее чистых активов, в результате чего, стоимость бизнеса превосходит суммарную стоимость всех активов компании.